Вы здесь
Главная > Новости > Бронепоезд «Железняков» — севастопольский «Неуловимый мститель»

Бронепоезд «Железняков» — севастопольский «Неуловимый мститель»

Среди множества мемориалов, посвящённых героям, храбро сражавшимся в период обороны Севастополя, есть памятник, возведенный в честь «железного зверя» — паровоза, который в своё время стал самым настоящим кошмаром наяву для врага, поэтому он заслужил право быть увековеченным не на года – на столетия.

 

Каждый день он встречает и провожает туристов и жителей города, памятник является, чуть ли не первой достопримечательностью, которую видят люди, прибывшие в Севастополь, ведь расположен он рядом со своей «стихией» — у единственного севастопольского вокзала, что находится на площади Ревякина.

 

Для защиты города от фашистов рабочие Морского завода, железнодорожники и военные моряки решили построить мощную машину, которая сможет не только выдержать натиск врага, но и нанести ощутимый урон армии противников. Для этого был создан уникальный в своём роде бронепоезд – прочность его превосходила все существовавшие ранее поезда, к тому же он был оснащён мощнейшими на тот момент орудиями – пулемётами и миномётами. Но и это ещё не всё, строители позаботились и о высокой скорости машины, для этого к её составу был прикреплён массивный локомотив, что сделало поезд практически неуязвимым.

 

4 ноября 1941 года состоялась торжественная церемония открытия паровоза, который впоследствии получил название бронепоезд «Железняков». Командование машиной взял на себя капитан Геннадий Александрович Саакян, который уже через 3 дня вывел «железного зверя» в первый бой. Обстреляв вражескую пехоту и нанеся огромный урон батарее противника в районе деревни Дуванкой, невредимый бронепоезд, скрылся в туннеле, оставив позади себя обескураженного соперника.

 

Памятник - Паровоз бронепоезда "Железняков" в Севастополе

 

Главное орудие бронепоезда "Железняков" ТМ1-08

 

Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180

 

Бронепоезд "Железняков" - "Смерть фашизму!"

 

Таким образом, проходили многие сражения – немцы просто не успевали нанести ответный удар. Поезд, в свою очередь, атаковал точно в цель, а после молниеносно скрывался в туннелях или в узких скалах. Неуловимую машину противники прозвали «Зелёным Призраком». Его рейды были тщательно спланированы заранее, иначе, возможно, они не были бы такими блестящими. Кроме того, могучий бронепоезд, если это требовалось, мгновенно ремонтировала специальная восстановительная бригада, под руководством дорожного мастера, поэтому паровоз постоянно был «почти как новенький».

 

 

Командир бронепоезда "Железняков" Михаил Федорович Харченко

После серьёзного ранения главного командующего знаменитого поезда, руководящую должность занял сначала лейтенант Чайковский, а позже – инженер-капитан Михаил Фёдорович Харченко.

 

 

Для того чтобы сбить с толку противника находчивые матросы старались изменить внешний вид бронепоезда, разрисовывая его так, чтобы он практически сливался с местностью. То есть, пока враг готовился к ответному удару после внезапного нападения – паровоз бесследно исчезал незамеченным. Помимо всего поезд постоянно менял место стоянки, что также наносило серьёзный удар по бдительности врага.

 

В конце 1941 года паровоз был тщательно отремонтирован, старые орудия заменили на новые, более мощные, кроме того, их стало намного больше.

 

«Как ненавидели этот бронепоезд немцы и сколько добрых, полных благодарности слов говорилось в его адрес нашими бойцами и командирами. Бронепоезд и в самом деле налетал на противника и вел огонь с такой стремительной неожиданностью, словно бегал не по рельсам, а прямо по неровной земле полуострова» — писал впоследствии участник обороны Севастополя полковник Иван Фёдорович Хомич.

 

Впрочем, немецкие противники пару раз были очень близки к цели – уничтожить «Зелёный Призрак» от гибели помогало лишь чудо, а также отвага и самоотверженность его экипажа.

 

28 декабря 1941 года, когда в качестве стоянки для бронепоезда была выбрана отвесная скала, враг нанёс сильнейший удар с неба, стоивший жизни многих защитников, но собравшись с силами, советские герои всё-таки отстояли честь и свой город – они подбили вражеские истребители.

 

Как-то раз немецкие противники разбили железнодорожный путь прямо перед движущимся паровозом, из-за чего произошла серьёзная поломка локомотива, а также сдвиг с рельсов бронеплощадки, но и это не сломило дух героев. Помощник машиниста Евгений Матюш бросился в самое пекло машины и, рискуя жизнью, устранил поломку, тем самым вернув паровоз в строй.

 

26 июня 1942 года, когда «Железняков» находился в Троицком тоннеле, более 50 немецких бомбардировщиков нанесли сильнейший удар по укрытию, разрушив тем самым своды тоннеля и погребя заживо почти весь экипаж бронепоезда. Выжившие защитники не растерялись и атаковали противников через единственный оставшийся выход из укрытия. На следующий день немецкая авиация разрушила и его, похоронив под развалинами неуловимый «Зелёный Призрак». А через пару месяцев, расчистив проход туннеля, противники собрали из обломков поезда бронесостав «Ойген», который, впрочем, был вскоре уничтожен.

 

За годы войны знаменитый бронепоезд совершил более 140 сокрушительных рейдов, внеся тем самым веский вклад в исход войны. Уже в мирное время паровоз был отремонтирован и использован для грузовых перевозок вплоть до 1967 года. А через пару лет рядом с железнодорожным вокзалом в честь подвигов великого поезда был установлен однотипный паровоз Эл-2500, на котором белой краской написаны громкие слова — «Смерть фашизму».

 

Увидеть памятник известному бронепоезду можно, приехав на остановку «Улица Ревякина» или «Автовокзал» — с обоих мест легендарный паровоз будет хорошо виден. Для того чтобы добраться туда подойдёт общественный транспорт со следующими номерами: 17,20,25,26,84,86,109,110 и 112.

Top