Европейский Союз, Канада, Япония и уязвимые к изменению климата островные государства Тихого океана входят в число 47 стран, выступающих в поддержку введения платы за выбросы парниковых газов в секторе международного судоходства, свидетельствуют документы, рассмотренные агентством Reuters.
В документах, обсуждаемых на заседании Международной морской организации (IMO), которое проходит уже вторую неделю, излагаются четыре предложения, в общей сложности 47 сторонников которых предусматривают введение сбора за каждую тонну парниковых газов, производимых отраслью.
Поддержка этой идеи выросла более чем вдвое по сравнению с 20 странами, которые публично поддержали введение налога на выбросы углерода на французском саммите по климатическому финансированию в 2023 году.
Сторонники утверждают, что эта политика может принести более 80 миллиардов долларов США в год в виде финансирования, которое можно было бы реинвестировать в разработку низкоуглеродного судоходного топлива и поддержать более бедные страны в переходе на экологичное топливо. Оппоненты, в том числе Китай и Бразилия, заявляют, что это накажет развивающиеся экономики, зависящие от торговли.
Эти страны соревнуются за то, чтобы привлечь на свою сторону десятки других – включая большинство африканских стран – которые, по словам дипломатов, еще не заняли твердую позицию по этому вопросу. IMO принимает решения консенсусом, но может делать это и при поддержке большинства.
В 2023 году агентство ООН согласилось поставить цель сократить выбросы на 20 процентов к 2030 году, а чистые нулевые выбросы примерно к 2050 году.
Албон Ишода, делегат IMO от низменных Маршалловых Островов, сказал, что сбор является единственным надежным способом достижения целей IMO.
На судоходство, на которое приходится около 90 процентов мировой торговли, приходится почти 3 процента мировых выбросов углекислого газа – и ожидается, что эта доля увеличится в ближайшие десятилетия без принятия более жестких мер по борьбе с загрязнением.
Предложение, внесенное Маршалловыми Островами, Вануату и другими странами, которые, несмотря на свою высокую зависимость от морских перевозок и торговли, годами требовали сбора за выбросы, предусматривает взимание платы в размере 150 долларов США за тонну CO2.
Исследователи заявили, что цена на выбросы углерода в 150 долларов США может сделать инвестиции в низкоуглеродные системы, работающие на аммиаке, более экономичными по сравнению с обычными судами.
«Нам нужен переход беспрецедентного масштаба и скорости», — заявил министр климата Вануату Ральф Регенвану. «Недорогие решения и гибридные предложения не справятся с этой задачей».
Еще одно заявление, поданное 27 странами ЕС, Японией, Намибией, Южной Кореей, промышленной группой Международной палатой судоходства и другими, выступает за объединение цены на выбросы от судоходства с глобальным стандартом выбросов для морского топлива.
Заседание IMO в сентябре послужит крайним сроком для стран, чтобы решить, следует ли продвигать как топливный стандарт, так и цену выбросов. Высокопоставленный представитель ЕС заявил, что блок считает, что «только этих двоих вместе может быть достаточно» для достижения целей IMO.
Дипломаты заявили, что, по крайней мере, топливный стандарт, скорее всего, будет принят.