Когда едешь по шоссе из Симферополя в Севастополь, трудно не заметить высоченную Монастырскую скалу на окраине городка Инкерман.
Сначала в глаза бросаются башни средневековой крепости, а потом причудливые балкончики-беседки с зелеными кровельками, прилепившиеся к отвесной каменной стене.
Оказывается, исполинский природный монолит внутри источен ходами и сотами пещерных келий. Сначала они принадлежали рабам — преступникам, сосланным в Тавриду по законам Рима и добывавшим известняк для строительства стен Херсонеса и других римских крепостей.
Легенда гласит, что на заре христианской эры узников каменоломен посетил апостол Андрей Первозванный, направлявшийся с проповедью в таинственную Скифию. Он застал в лабиринтах Инкермана множество единоверцев. Чуть позже император Траян сослал в этот «исправительно-трудовой лагерь» святого Климента — одного из первых римских понтификов.
Современная церковь тоже считает Климента апостолом: папа был наделен чудесным даром и проявил его, открыв рабам источник воды среди сухих скал. После этого проповедями святого стали интересоваться не только товарищи по несчастью, но и римские солдаты. Местный прокуратор поспешил казнить Климента, во имя которого и назван нынешний монастырь.
В VII веке в каменоломнях сложил голову папа Мартин I, или Мартин Исповедник, обличавший еретические воззрения византийского императора. Вскоре ссылка осужденных в Инкерман прекратилась, и бывшие каменоломни достались монахам, бежавшим в Крым из Византии от преследований иконоборцев. В IX веке новый монастырь посетили Кирилл и Мефодий — апостолы славянского просвещения.
За тысячу лет в Свято-Климентовском монастыре сложилась уникальная архитектура: катакомбные жилища и церкви соседствуют с храмами, построенными у подножия скалы в XIX веке.
В Крыму есть и другие пещерные монастыри, даже пещерные города, но такого намоленного места больше нет нигде.