Мониторинг карантинного фитосанитарного состояния территорий, проведённый инспекторами Севсельхознадзора совместно со специалистами филиала ФГБУ «ВНИИКР» в Республике Крым, выявил амброзию на территории зернового терминала в Доковой бухте, принадлежащего Севастопольскому филиалу ЧАО «Стивидорная компания «Авлита».
Отсутствие должного контроля за состоянием территории создаёт серьёзные экологические риски, как для сельскохозяйственной отрасли региона, так и для здоровья простых жителей Севастополя.
Впрочем, руководству стивидорной компании «Авлита» обвинения в нанесении вреда здоровью севастопольцев не в новинку. Экологические скандалы сопровождают зерновой терминал «Авлиты» с самого начала его строительства.
Вследствие выявления карантинных объектов, 22 сентября 2015 года Главное управление по земельному и фитосанитарному надзору в городе Севастополе внесло изменения в приказ от 10.08.2015 №94 "Об установлении карантинных фитосанитарных зон и введении карантинных режимов на территории города Севастополя". Поправки в нормативно-правовой акт коснулись части земельных участков, используемых “Авлитой” на Северной стороне Севастополя.
Напомним, стивидорная компания «Авлита» использует, земельные участки и часть акватории на 20-ом причале в Доковой бухте Севастополя. В 2008 году предприятию в аренду сроком на 25 лет были переданы 6 гектаров земли под складские помещения и 0.6 гектаров под развязку железнодорожной станции (4.1 га земли под специальную железнодорожную ветку, выкупленную для терминала). Также в пользовании «Авлиты» находится участок в районе железнодорожной станции Мекензиевы горы
Карантинные фитосанитарные зоны для «Авлиты» ввели после обнаружения инспекторами Севсельхознадзора карантинных объектов «Амброзия полыннолистая» и «Повилика полевая» на земельных участках, используемых стивидорной компанией. Карантин коснулся земельного участка площадью 0.2 гектара по адресу улица Приморская, 2-г. Очагом заражения амброзией полыннолистой, оказались железнодорожные пути используемые предприятием. Ещё 20 квадратных метров заражения повиликой полевой локализовали в районе цеха №17.
Теперь предприятию предстоит осуществить мероприятия по уничтожению опасных растений. Отметим, что амброзия полыннолистая – это без преувеличения самый опасный сорняк в нашем регионе. В осенний период амброзия находится в наиболее вредоносной фазе своего развития — фазе цветения. Во время цветения каждое растение амброзии образует миллиарды пыльцевых зерен, которые, поднимаясь с потоком воздуха, переносятся ветром на огромные расстояния.
Пыльца амброзии – это сильнейший устойчивый аллерген, который оказывает мощное токсическое влияние на организм человека. А потому зарастание амброзией земельных участков в окрестностях Севастополя может нанести серьёзный урон здоровью его жителей. Симптомы аллергии на амброзию: слезотечение, насморк, затруднённое дыхание вплоть до приступов астмы. Организм даже вполне здорового человека может отреагировать резким недомоганием, приступом мигрени, повышением температуры.
Вредна амброзия и для сельского хозяйства, ведь она — сорняк, иссушающий и обедняющий почву. Одно растение за 2-3 года рискует превратиться в настоящие заросли, ведь каждый год может давать от 80 до 150 тысяч семян. Обширная корневая система амброзии и мощные стебли с большим количеством листьев угнетают растущие рядом культурные растения и существенно снижает показатели урожайности сельскохозяйственных предприятий региона.
Бороться с амброзией можно механическим, биологическим и химическим методами. Механический подход заключается в скашивании зарослей сорняка или вообще выкапывании с корнем. Биологический метод основан на применении специальных насекомых – амброзиевых совок и листоедов, которые буквально выедают заросли сорняка. Для обширно заросших амброзией территорий можно использовать ядохимикаты: гербициды и пестициды.
Ещё одним карантинным вредителем, обнаруженным на территории стивидорной компании «Авлита» оказалась повилика полевая.
Повилика — растение-паразит. У этого сорняка нет традиционных корней и листьев. Нитевидным или шнуровидным сильноветвящимся стеблем повилика обвивает растение-хозяина и прикрепляется к нему присосками. При цветении стебель повилики густо покрывается цветками, собранными в кистевидные соцветия или плотные головки. Одно растение дает от 3 до 30 тысяч семян, которые хранятся в почве более 5 лет. Переносится с помощью ветра, воды, птиц, животных, человека, во время работы машин в поле и особенно во время транспортировки семенного материала и сельскохозяйственной продукции.
Поражение сельскохозяйственных угодий повиликой полевой ведёт к снижению урожайности и ухудшению качества сельскохозяйственной продукции. Присоски повилики разрушают волокна и способствуют поражению культурных растений вредителями и болезнями. Повилика к тому же является переносчиком очень многих растительных вирусов.
Вредна повилика и для животноводства, поскольку в ней содержатся алкалоиды, которые становятся причиной отравления животных, при поедании засоренного паразитом сена. Страдает от повилики и животноводство. Ягодники и плодовые деревья, пораженные сорняком, не плодоносят, частично или полностью засыхают.
Бороться с повиликой можно путём выкашивания очага поражения с запасом полутораметровой гарантийной зоны. Скошенную массу нужно сжечь, а очаг поражения обработать гербицидами. Уничтожать повилику можно и с использованием гербицидов: керб-50, реглон, пивот, раундап. Пустыри и производственные территории, зараженные повиликой, обрабатывают кусцидом.
Отметим, что терминал стивидорной компании «Авлита» уже не первый раз оказывается в центре экологического скандала. Владельцы терминала за много лет уже привыкли к обвинениям в угрозах для здоровья жителей Севастополя. Напомним, экологические скандалы сопровождают терминал Авлиты едва ли не с самого начала строительства. Напомним изначально «Авлита» планировала построить в Севастопольской бухте не зерновой, а угольный терминал мощностью 8,5 млн. тонн в год. Проект строительства в Севастополе терминала для переработки угля и кокса был инициирован в 2005 году.
Первоначальным проектом предусматривалось строительство терминала по перевалке коксующегося угля с морского на железнодорожный транспорт. Коксующийся уголь планировалось морским путём везти с месторождений в Южной Америки, а после перевалки в Севастополе железнодорожным транспортом поставлять на металлургические предприятия востока Украины.
Для приёма морских судов должны планировались использоваться причальные мощности бывшего Северного дока Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе, поскольку «Авлита» была создана в 1995 г. как дочернее предприятие «Севморзавода». Строить угольный терминал в Севастополе планировал ливанский бизнесмен Рафик Дау, который стал собственником контрольного пакета акций Севморзавода весной 2006 года, купив его у компании SigmaBleyzer. Однако власти Украины наглядно показали ливанскому бизнесмену все прелести «инвестиционного климата» в стране и в итоге Рафик Дау продал свой пакет акций в Севморзаводе и уехал на Родину. Теперь о горе-инвесторе напоминает только Аллея городов героев у здания Правительства Севастополя на площади Нахимова, строительство которой бизнесмен проспонсировал для получения разрешения от властей на строительство терминала.
Новым владельцем ЗАО «Стивидорная компания «Авлита» (г. Севастополь) и ОАО «Морской индустриальный комплекс» (г. Севастополь) в итоге стала компания «METALUKR HOLDING LIMITED» (г. Никосия, Кипр), связанная с группой «Метинвест» Рината Ахметова (Компания System Capital Management)
Новый владелец «Авлиты» был вынужден изменить проект терминала. Перспективы перевалки угля в Севастопольской бухте создавали серьёзные риски для экологии города, а потому проект строительства угольного терминал был принят в штыки городской общественности. Экологический скандал отрицательно повлиял на рейтинги тогдашних властей Севастополя и они инициировали изменение проекта терминала с угольного на зерновой.
Ныне терминал Авлиты располагает двумя глубоководными причалами длиной 260 и 240 метров с глубинами у кордона в 9,5 и 8 метров. Причалы оборудованы подъездными железнодорожными путями и портальными кранами грузоподъёмностью 10, 20 и 32 тонны. Также имеются 23 причальных крана и плавучий кран грузоподъемностью 100 тонн. На территории расположены склады: открытые площадки на 20 тыс. кв.м. и крытые склады площадью в 1.2 тыс. кв.м. Для хранения зерна построен элеватор ёмкостью в 170 тысяч тонн единовременного хранения, что позволяет переваливать 3 миллионов тонн зерна в год. Общая годовая пропускная способность перегрузочного комплекса составляет до 5,5 млн. тонн грузов, из которых 2 млн. тонн приходится на металлопродукцию и 3,5 млн. тонн — на зерно. За период с 2002 по2010 годы в техническое перевооружение СК “Авлита” было инвестировано более 100 млн. долл.
В период украинской юрисдикции Севастополя терминал осуществлял перевалку металла и зерновых с железнодорожного на морской транспорт. Зерновые, выращенные на территории Украины, продавались на Ближний Восток. Зерно на терминал доставлялось автомобильным транспортом с железнодорожной станции «Мекензиевы горы» под Севастополем.
Революция 2014 года в Украине и переход Крыма в состав Российской Федерации существенно изменили конфигурацию грузоперевозок в регионах Причерноморья. Украина теперь блокирует отгрузку зерна в Крым железнодорожным транспортом и присоединилась к западным санкциям против морских портов Крымского полуострова.
Впрочем, западные санкции не особо мешают «Авлите» продолжать работать на территории российского Крыма. Через морской терминал «Авлиты» сейчас идёт перевалка зерновых, выращенных крымскими агропредприятиями. Зерно через Севастополь отгружается как для доставки в порты материковой части России, так и на экспорт традиционным покупателям с Ближнего Востока.
Принимать активное участие в западных санкциях против Крыма украинские олигархи явно не торопятся. В 2015 года Стивидорная компания “Авлита” и “Морской индустриальный комплекс” перерегистрировались в российском правовом поле как филиалы украинских предприятий. Это значит, что транспортная блокада Крыма со стороны Украины – это лишь временное явление и украинский бизнес планирует в перспективе возобновить перевалку украинского зерна через Крым и Севастополь.
Однако, пока мощности зернового терминала «Авлиты» используются лишь частично, и это ведёт к зарастанию территорий терминала сорной растительностью. Руководство «Авлиты» при этом игнорирует обязательное проведение систематических обследований территории предприятия, что может отрицательно сказаться на здоровье жителей Северной стороны и других районов Севастополя.
Севсельхознадзор напоминает: невыполнение карантинных фитосанитарных мероприятий по ликвидации очагов заражения является нарушением Федерального закона от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений" и влечёт за собой административную ответственность по статье 10.3 КОАП РФ.
Проследить за тем, как выполняются мероприятия по уничтожению карантинных вредителей теперь предстоит инспекторам Севсельхознадзора.